Итальяно не открывает Америку, когда уточняет, что любой отбор должен быть направлен на то, чтобы забить мяч в ворота соперника. Как можно скорее — лейтмотив абзаца. Итальяно лихо заканчивает его следующей мыслью: "Прямая, быстрая атака продвигает культуру риска: играть на победу, а не для того, чтобы не проиграть. Такой стиль не должен быть омрачен страхом потери мяча".
Эти мысли немного не вяжутся с тезисами, которые Винченцо излагает буквально парой предложений ранее. Вместе с тем, наблюдая за игрой "Специи" и "Фиорентины" Итальяно, можно сделать вывод о том, что тезисы "контроль мяча" и "стремительная атака сходу" у специалиста не вступают в конфронтацию. Команды Итальяно склонны форсировать собственные владения: бить по воротам или простреливать в штрафную, чувствуя, что лучшего шанса не предвидится.
Второй абзац второй главы посвящен фазе без мяча. Итальяно лаконичен: если не владеешь мячом — отбери его у соперника. Прессинг — фишка Винченцо, он не любит, когда его команда является сторонним наблюдателем и требует от своих игроков моментально вступать в отбор в случае потери, не давая соперникам времени на подготовку собственной наступательной акции. Отдельной строкой Итальяно упоминает собственных защитников, которые должны обладать мужеством держать оборонительную линию высоко (далеко от собственных ворот), поджимая соперника и лишая его пространства для разгона.
В прошлом сезоне его "Фиорентина" была второй по индексу интенсивности прессинга (PPDA), в позапрошлом — первой.
Третий абзац — про адаптивность. Итальяно рассуждает о том, что, несмотря на совершенно различные качества имеющихся в его распоряжении футболистов, имплементация его собственного видения футбола не страдает. Напротив, происходит взаимовыгодный симбиоз, в результате которого рождается ответвление стиля, которое наиболее подходит той или иной команде. "Единый стиль — разные интерпретации". Итальяно иллюстрирует сказанное примерами в исполнении его "Трапани" и "Специи".
Обе команды действовали по схеме 4-3-3, однако условия вынуждали Итальяно преобразовывать свой подход — прежде всего, в зависимости от качества соперников в двух разных дивизионах. В Серии C команда Винченцо просто сминала соперников необузданным прессингом. В Серии B его "Специя" вынуждена была перестроиться на более вдумчивый атакующий стиль с большей ставкой на терпеливый контроль мяча с его передачей из зоны в зону с целью расшатать организованные оборонительные редуты противника.
Новый вызов: что вызывает опасения и что обнадеживает?
В своей работе Итальяно концентрируется не на том, "что" он хочет делать, а на том, "как" он хочет это делать. Крайне увлекательное чтиво, обильно приправленное примерами, что важно, из опыта Винченцо. Это не умозрительные заключения, а выводы, сделанные в результате работы "в полях". Некоторые моменты, оставшиеся не до конца ясными (владения мячом против быстрых атак, описанное выше), приобретают более понятное значение при взгляде на работу Итальяно в "Специи" и "Фиорентине".
Опять же, они соотносятся с написанным в других разделах работы: адаптивность — ключ к пониманию футбола Итальяно. Он очень узнаваемый, стилёвый, но при этом довольно гуттаперчевый. Он меняется от команды к команде. На примере "Фиорентины" мы видели и изменения в рамках одного цикла: Итальяно впечатляюще, причем весьма, перенес футбол "Специи" на более мощный состав, но ближе к концу цикла во Флоренции вынужден был видоизменять игру, упрощая ее и делая футбол более примитивным.
Это, пожалуй, главное опасение от прихода Итальяно в "Болонью". Для тренера, который является настолько ярым апологетом определенных идей и определенного стиля, он порой чрезвычайно легко отказывается от своих концептов в пользу упрощения. Это то, чего никогда не позволял себе Мотта: даже в самых неудачных матчах "Болонья" под его началом самозабвенно пасовалась накоротке, не помышляя о форсировании игры. Обострение — признак слабости: соперник вынудил нас, а не мы сами увидели возможность. Так вот, Итальяно довольно часто (и особенно в финальное полугодие во Флоренции) все упрощал. Явный пример — финал Лиги Конференций-2024 с "Олимпиакосом": в первом тайме "Фиорентина" играла в футбол Итальяно и доминировала, во втором стала испытывать больше сложностей, моментально отказалась от своего стиля и в итоге уподобилась сопернику (чего он как раз и добивался) и проиграла.
В "Болонье" считают, что Итальяно — тот, кто нужен. Футболисты, в частности Де Сильвестри, Бёкема и Ликояннис, отмечают следующие детали:
— нагрузка на тренировках увеличилась (по два занятия в день вместо одного, как при Мотте);
— огромное внимание выходу из обороны через короткий пас;
— от центральных защитников требуется поочередно выдвигаться в опорную зону для розыгрышей;
— от фланговых защитников требуется совершать как можно больше кроссов в чужую штрафную.
Форвард Сантьяго Кастро отмечает, что Итальяно просит его быть ориентиром для передач на острие, но, вместе с тем дает ему действовать свободно — требования, не сильно отличающиеся от тех, что были при Мотте. Вообще, судя по всему, со слов игроков можно вычленить лишь два принципиальных отличия между установками Мотты и Итальяно. Это увеличение попыток кроссов в штрафную (форсирование атак) и, пожалуй, увеличившаяся интенсивность тренировок. Последнее, очевидно, продиктовано свежим опытом участия Итальяно в трех турнирах одновременно.
Тактический обозреватель портала Zerocinquantuno Никола Тальявини пишет и о том, что стиль руководства командой поменялся. Новый Мистер очень экспрессивен, он — настоящий "тренер-игрок", который ведет непрерывный подсказ своим как во время игры, так и после. Последнее хорошо иллюстрирует сцена сразу после финального свистка в товарищеской встрече с "Зюйдтиролем": Итальяно собрал своих игроков в центре поля и что-то долго им объяснял.
По итогам состоявшихся товарищеских встреч можно отметить еще несколько новых тактических штрихов, отныне присущих "Болонье".
Конструкция атак происходит по схеме 3+1, где три — защитники, а один — опорный полузащитник. Иной раз в эту расстановку добавляется дополнительный опорник, а в других случаях опорный занимает место слева в тройке обороны (что-то вроде роли Крооса). Если соперник прессингует, игроки "Болоньи" имеют два варианта: заброс вперед на центрфорварда (реже — на вингеров) и пас "домой" с последующим возобновлением розыгрыша от вратаря.