Рейтинг@Mail.ru
СЕРИЯ А
18 февраля
"Ювентус" испытывал проблемы в Неаполе, в перерыве Пирло проделал работу над ошибками. Набрать очки это не помогло
Александр Захаров
В одном из двух центральных матчах 22 тура Серии А второй раз меньше чем за месяц встретились старые приятели. В годы своей игровой карьеры Гаттузо и Пирло были достаточно близки и, как настоящие друзья, позволяли себе подшучивать друг над другом. В этот раз им обоим было не до шуток
6 сейвов
У «Ювентуса» тяжелая ситуация в турнирной таблице: текущее третье место после 9 подряд чемпионских титулов точно не устраивает тифози туринцев. Гаттузо же подходил к матчу с серией из двух поражений. Вылет из кубка и не самая уверенная игра в чемпионате страны всерьез пошатнули позиции Дженнаро в клубе, и всюду начали появляться слухи о его возможном увольнении. На таком фоне для наставника неаполитанцев это был чуть ли не матч жизни.

Игровой спад «Наполи» во многом обусловлен кадровыми потерями. Основная пара центральных защитников была недоступна к матчу. Также не могли помочь своей команде Демме и Мертенс. Зато потихоньку набирает форму после тяжёлой травмы Осимхен, он вышел в старте.

У «Юве» всё ещё недоступен Дибала. В этой встрече туринцам не смогли помочь ещё два важных игрока центральной оси поля: Бонуччи и Артур. Их отсутствие заметно сказалось на игре команды, особенно – в стадии развития атаки. Подробнее об этом – в следующем разделе.

Первый тайм. Наглядная демонстрация проблем «Ювентуса» в развитии атак

При просмотре этого матча можно было почувствовать лёгкое дежавю. Во-первых, первые полчаса (до гола Инсинье) матч напоминал игру Суперкубка. Правда, пенальти в ворота «Ювентуса» был назначен гораздо раньше, и на этот раз Лоренцо смог переиграть голкипера «Ювентуса». Это и стало поворотной точкой в матче.
Графика: проект "Футбол в цифрах"
Во-вторых, матч сильно напоминал игру прошлого тура между «Ювентусом» и «Ромой». Только в роли «Ромы» выступали туринцы, а в роли «Старой Синьоры» – неаполитанцы.

Гаттузо уже не раз в этом сезоне отказывался от некоторых своих принципов, а именно – от доминирования и игры первым номером. Против «Ювентуса» Дженнаро тоже выбрал осторожный план на игру: компактный средний блок 4-4-2 и плотный контроль центра.

Двойку в первом оборонительном редуте у «Наполи» образовывали Осимхен и Инсинье. В среднем блоке они слаженно двигались и старательно отрабатывали каждый игровой эпизод. Когда мяч был в первой линии Билдапа у «Ювентуса», эта двойка вытесняла владение во фланги: хозяева не оказывали прямого давления на игрока с мячом в первой линии соперника, а перекрывали возможные линии передач через центральную ось.
Блок 4-4-2 плотно перекрывает возможные варианты развития через центр
Однако при высоком блоке возникали трудности. «Ювентус» достаточно удачно выходил из своей трети в среднюю за счёт некоторых наработок.

Данило в этом сезоне является ключевой деталью механизма команды Пирло при трансформации схемы. В обороне он отыгрывает в роли крайнего защитника, при владении же смещается на позицию крайнего центрального защитника. Помимо этого, в последнее врем у него появилась ещё одна функция. Он уходит в опорную зону, создавая численный перевес в центре и открывая зону во фланге для партнера.
Пара центральных полузащитников опускается в первую линию билдапа. Когда мяч на трети «Ювентуса», Данило уходит в центр поля, уводит за собой Политано (крайнего хава), открывая весь фланг для Кьезы
В продолжение этого же эпизода можно было увидеть, как подопечные Пирло планировали расшатывать блок неаполитанцев по горизонтали и доводить мяч в финальную треть.
Кьеза продвигает мяч (Данило открывается под него в полуфланге) и переводит его на другой фланг
В эпизоде выше оба форварда держатся центральной оси. Чаще они уходили во фланг и создавали там еще больший перегруз:
Перегруз фланга. Оба форварда открываются под развитие атаки в зоне Кьезы. Ситуативно создается перевес 4v2
Мората, отыгравшись с Кьезой, выходит на свободное пространство и переводит мяч на другой фланг, где свои каналы заполняют Бернардески и Куадрадо
Таким образом «Ювентусe» удавалось выйти в среднюю треть. Однако неаполитанцы быстро перестраивались и образовывали тот самый вышеупомянутый плотный средний блок.

Пирло был готов к такому сценарию с перекрытым центром. У Ювентуса были идеи развития на каждом из флангов. Но тут всплывают те самые проблемы, которые преследуют туринцев на протяжение всего сезона. Основные – слабое движение игроков, недостаток уровня понимания принципов заполнения пространства и чувства движения партнера.
Вот вариант выхода в атаку через правый фланг:
Де Лигт, Куадрадо, Бернардески и Бентанкур образуют ромб на правом фланге. Когда Хуан получает мяч во фланге, игроки в центре и полуфланге начинают взаимное движение в зависимости от ситуации на поле
Тут Федо рванул в зону выше, освободив место для Бентанкура
Здесь уже Бентанкур видит движение партнера вглубь и заполняет зону
Но неаполитанцы быстро реагировали на такую ротацию от бьянконери и выдергивались в отбор. Гостям не хватало скорости при розыгрыше для того, чтобы извлечь из подобных ситуаций что-то опасное.

Вот пример выхода в атаку через левый фланг:
Когда владение осуществлялось в средней трети, Данило занимал позицию крайнего/крайнего центрального защитника. Кьеза достаточно глубоко опускался для приема мяча
Тут задумка было в том, что на Данило должен реагировать Политано, а крайний защитник не будет так высоко подниматься за Кьезой, чтобы не оставлять большое пространство за спиной без подстраховки. Таким образом, Федерико мог спокойно принять мяч, имея небольшое свободное пространство для разгона атаки.
Однако с самого начала матча у Гаттузо был другой план. Ди Лоренцо не боялся подниматься очень высоко за соперником, понимая, что Кьезу лучше встречать в момент приема мяча, так как на пространстве лицом к воротам он в разы опаснее
Момент недопонимания Кьезы и Данило
Давайте еще разберем типовые эпизоды, демонстрирующие определенные трудности «Ювентуса» с переходом в атакующую фазу. Начнем с моментов, в которых возникали проблемы с заполнением нужных зон:
Проблема при билдапе, показывающая трудности интерпретации эпизодов, недостаток сыгранности и слабое чувство движения партнера. Де Лигт (показывает, где должен открыватся партнер) и Бентанкур не могут разобраться и расставиться в нужных зонах
В развитии эпизода, после перепасовки с вратарем, Родриго все-таки заполняет нужную зону. Но теперь в нее приходит и Бернардески, уже перегружая ее. Куадрадо выбирает заброс по флангу
В концовке тайма возникло еще несколько эпизодов, когда бьянконери не реагировали на движение партнеров, тем самым оставляя важные зоны пустовать.

После половины первого тайма Кьеза, понимая, что на фланге по нему плотно играет Ди Лоренцо, стал чаще уходит в центр и предлагать себя между линий. Это давало больше вариантов развития атаки после контроля на правом фланге. Но из-за низкой позиции Данило, зона на левом фланге оставалась незаполненной:
Кьеза открывается в центре под вертикальный пас низом. Кьеллини выбирает заброс верхом
Гостям удается зацепиться за мяч ближе к штрафной соперника, однако вариант развития на фланге отсутствует
Следует пас назад, и владение опять откатывается в среднюю треть
Помимо проблем с заполнением нужных зон, были еще трудности с подстройкой под партнеров.
Бентанкур затягивает с пасом. Но и партнеры открываются не лучшим образом: Рабьо не крутит головой и не видит, что перекрывает линию паса на партнера. Никто из участников эпизода не думает на несколько ходов вперед и не подстраивается под возможный пас на третьего: Роналду мог бы открыться под возможное взаимодействие с Моратой, а Рабьо – отскочить под Криштиану
В итоге следует пас назад
Читайте больше про "Ювентус"
Постоянно меняющаяся роль Альваро Мораты

Неаполитанцы в первом тайме – да и всю игру – действовали вторым номером. Однако Гаттузо не собирался скатываться в совсем «простую» игру и от своих фирменных выходов низом не отказывался даже под прессингом «Ювентуса», хоть и с возвращением Осимхена вариант с лонгболлом снова был доступен (во втором тайме к нему приходилось прибегать гораздо чаще).
Обычно в первом тайме выходить низом получалось за счет двух ключевых деталей: недоработок Мораты (именно он должен был накрывать француза) по Бакайоко и уже типичных смещений Инсинье глубоко во фланг/полуфланг, в зону между вингером и фулбеком. Лоренцо имеет достаточно свободную роль и часто смещается вглубь поля для помощи в развитии атаки или прохождении прессинга.
Из каких зон Инсинье чаще всего отдает передачи
И пасовые сонары Лоренцо
Оба этих приема выхода из-под прессинга можно рассмотреть на этом примере:
Мората недорабатывает по Бакайоко. У Марио Руя (на него выдвигается Бернардески) появляется вариант в центре
Инсинье смещается в зону между фулбеком и вингером для приема мяча. Бентанкур разрывается и не успевает перекрыть линию паса
Штрафной незадолго до гола был заработан как раз после похожего выхода из обороны в атаку:
Инсинье отскакивает под пас низом (за ним выдергивается Де Лигт)
Бакайоко и Инсинье опять свободны и создают ситуацию 2v1 против Бентанкура
Идет заброс по флангу – Куадрадо фолит на Лоcано
Эти эпизоды ярко демонстрируют недоработки игроков «Ювентуса» в прессинге. Но таких ситуаций было не очень много. В большинстве случаев, когда все игроки дорабатывали до конца по своим зонам и игрокам, прессинг срабатывал.
Ситуация 4v4 на фланге. Мората дорабатывает до конца по своему игроку. Куадрадо высоко поднимается за вингером «Наполи». Бентанкур и Бернардески ситуативно поменялись позициями, но каждый играет по игроку в зоне
Мяч удается отобрать. Эпизод будет доведен до удара
Второй тайм. Работа над ошибками

В первом тайме, как было сказано выше, «Ювентус» был готов к тому, что центр поля будет перекрыт, и делал акцент на фланговой игре. Были видны попытки раскачать блок «Наполи» 4-4-2 по горизонтали (узкое расположение команды при такой схеме делает ее уязвимой как раз к переводам с фланга на фланг).

Но по причине практически безупречной игры подопечных Гаттузо и не самой быстрой циркуляции мяча от «Ювентуса» неаполитанцам удавалось контролировать игру, даже не владея мячом.

Во втором тайме Пирло сделал некоторые перестроения. Андреа отзеркалил свою схему, заменив Куадрадо на Алекса Сандро. Теперь Бернардески ушел налево, а Кьеза сместился направо. У него шла игра 1v1 (четыре обводки за матч) и с правого фланга ему было легче продвигать владение на дриблинге, после чего навешивать в штрафную. Это ярко выразилось в статистике: у Кьезы в первом тайме один навес, во втором – восемь, а вся команда сделала в первом тайме пять кроссов, а во втором – 27 (конечно, это обусловлено в первую очередь необходимостью отыграть разницу в счете, и в концовке матча походило на навал, но даже он был организованный и со своей структурой).

Плюс ко всему, после перерыва стали грамотнее заполняться все необходимые зоны для обеспечения контроля мяча на чужой половине и в финальной трети, этому способствовала и физическая усталость неаполитанцев.
Кьеза опять сваливается в центр поля
Данило заполняет фланговую зону
Идет опасный навес на Морату
В связи с грамотным позиционным расположением игроков и контрпрессинг гостей стал работать лучше.
Хозяева перехватывают мяч. Туринцы заполняют все смежные зоны и готовы вступить в отбор
Пространство быстро сжимается, и «Ювентус» возвращает владение
Атака продолжается
Прессинг гостей тоже стал отлаженее (по Бакайоко теперь стал отвечать кто-то из пары центральных полузащитников, это маскировало недоработки Мораты).

За неимением вариантов выхода низом «Наполи» приходилось чаще выходить через лонгболлы, но оба центральных защитника «Ювентуса» доигрывали персонально по Осимхену и Инсинье (итальянец старался забрать подбор).
«Ювентус» большим числом оказывает давление на чужой половине и перекрывает все возможные выходы через короткий пас
Футболист «Наполи» вынужден играть через длинный пас. Но линия обороны «Ювентуса» тоже активно поддерживает общекомандное давление и высоко доигрывает по своим игрокам
Эпизод заканчивается ударом
Благодаря всем этим изменениям «Ювентус» первую половину второго тайма доминировал на поле. Давление на ворота хозяев возрастало и, казалось, что оборона неаполитанцев вот-вот даст трещину. Но тут отлично среагировал Гаттузо. На 65-й минуте он выпустил на поле Руиса и Элмаса, тем самым поменяв схему на 4-1-4-1. Это дало несколько конкурентных преимуществ во всех фазах.
На небольшом промежутке удалось забрать мяч и перевести дух. Графика: проект "Футбол в цифрах"
В обороне Бакайоко стал играть ниже пары восьмерок и мог контролировать пространство между линиями. Часто смещался в полуфланги и страховал партнеров. Пятерка полузащитников делала блок команды устойчивее к резким сменам фланга атаки от соперника.
Схема 4-1-4-1 у «Наполи». «Юве» использует диагональный перевод
На дальнем фланге уже ситуация 2v1 против Кулусевски
А при владении хозяева создавали ситуацию 3v2 в центре поля. Также схема давала превосходство 2v1 во фланговых зонах:
Вингер и восьмерка «Наполи» образуют ситуацию 2v1 против фулбека «Ювентуса»
Инсинье выходит в свободную зону
Последние 10 минут «Ювентус» сделал еще больший акцент на фланговую игру. И на неплохом уровне создавал условия для навесов. Мяч стал двигаться быстрее, и даже блок 4-1-4-1 с трудом успевал перестраиваться при смене флангов. Штрафная площадь грамотно заполнялась как нападающими, так и полузащитниками из глубины (выход Маккенни положительно повлиял на это). Все это в совокупности помогло создать несколько хороших шансов в концовке, но с реализацией были проблемы.

Вывод

Гаттузо одержал очень важную победу, укрепив не только положение команды в турнирной таблице, но и свое собственное в команде. Ни для кого не секрет, что боссы больших клубов (да и не только больших) не склонны к терпению и часто могут не могу позволить себе мириться с плохими результатами клуба в угоду построения самобытного и интересного футбола. Дженнаро ставит именно такую игру, но для достижения результата здесь и сейчас вынужден иногда вставать на горло своим принципам и делает ставку на результат. Никто не может его в этом винить, так как это обусловлено самой системой, которая сложилась в футболе. Мы же с вами будем продолжать следить за проектом Дженнаро Гаттузо и надеяться, что у него будет достаточно времени для реализации всех своих идей.
Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов
Читайте также