Рейтинг@Mail.ru
Аналитика
4 ноября 2020

СЕРИЯ А
6 тур
"Сассуоло" выжимает максимум: "Наполи" вполне мог претендовать на победу, но не забил ничего

Даниил Бабаев
"Наполи" меньше соперника владел мячом, но контролировал игру: здорово поджимал соперника прессингом и чаще угрожал чужим воротам, но подвела реализация, которая оказалась убийственной у "Сассуоло"
1 удар - 1 гол
2 / 2 успешных обводки
2 ключевых паса
3 / 4 успешных отбора
2 перехвата
96 касаний
Дженнаро Гаттузо по сравнению с еврокубковым матчем против «Реал Сосьедада» обновил больше половины состава: Максимовича, Руя, Демме, Инсинье, Лоботку и Петанью заменили Манолас, Ди Лоренцо, Руис, Лосано и Осимхен.

По большей части «Наполи» вернулся к более оптимальным вариантам и сочетаниям, в Лиге Европы же было больше экспериментов (Лоботка на позиции десятки, например).

У «Сассуоло» тоже немало перестановок, причем большинство из них команду только ослабило: и хотя в старт вернулся Жереми Бога, но из заявки выпали Берарди и Капуто – две очевиднейшие потери для команды Де Дзерби. В итоге у «Сассуоло» треть позиций по сравнению с игрой против «Торино» обновилась: к Бога добавились Мюлдюр, Рожерио и Траоре.

Билдап «Сассуоло» был ужасен, хотя прессинг «Наполи» не был интенсивным постоянно
Самая частая для первого тайма ситуация: «Сассуоло» пытается коротко разыграть прямо от ворот, а «Наполи» старается встретить команду Де Дзерби в высоком блоке
«Наполи» в этом сезоне, похоже, окончательно перестроился на схему 4-4-2 при обороне. По этой игре уместнее записывать именно так – Мертенс бОльшую часть времени в конкретных фазах – высокий прессинг и средний блок – провёл на одной линии с Осимхеном, хотя были матчи, где действительно правильнее было обозначить оборонительную схему как 4-2-3-1.

От этого, похоже, и отталкивался Де Дзерби: его «Сассуоло» при билдапе перестраивался на 3-4-2-1 за счёт смещения Айхана, который способен закрыть и позицию правого защитника. Кроме того, в розыгрыш был активно вовлечён Консильи – у голкипера 38 передач за игру.

У «Наполи» не было постоянного ответа на этот ход: иногда – за счёт выдвижений вингеров Политано или Лосано – хозяева пробовали активно прессинговать, но чаще просто компактно располагались и либо оставались высоко, либо спускались уже в средний блок.
Интересным образом сочетаются две эти карты: распределения всех действий по третям и оборонительных действий на чужой половине поля – всё за первый тайм.

Когда «Наполи» включался в агрессивный прессинг, у ворот «Сассуоло» появлялась острота: например, момент Осимхена, когда он бил по почти пустым воротам, но Консильи всё же умудрился спасти свою команду.

Парадокс в том, что в первом тайме такие включения носили скорее эпизодический характер, но «Сассуоло» был просто вжат – 42% действий на их трети. Обычно такие цифры получаются, когда одна из команд очень интенсивно и агрессивно прессингует (у «Хетафе» прошлой зимой против «Реала» было 46% на трети мадридцев), а вторая всё равно пытается контролировать мяч.

Но здесь всё было немного иначе – владение «Сассуоло» было невероятно стерильным, «Наполи» грамотно перекрывал варианты для обострений. Можно сравнить количество прессинг-действий в финальной трети: в том самом матче у «Хетафе» было немного за сотню – 103, здесь у «Наполи» – 68, так что видна разница.
Самая опасная атака «Сассуоло» за весь первый тайм
В первом тайме лишь однажды такое смелое расположение, которое, несмотря на отсутствие большого числа оборонительных действий, имело место быть, могло обернуться большими проблемами для «Наполи»: у «Сассуоло» прошла вертикальная атака – здесь видно, что все, кроме Кулибали, Маноласа и Ди Лоренцо, находятся за линией мяча.

В итоге контратака не закончилась даже ударом – здорово отработал Бакайоко, но важно отметить сам факт: когда «Сассуоло» удавалось пройти блок «Наполи», острота, учитывая смелое расположение команды Гаттузо, была гарантирована.

Тем не менее, в итоге больше угрозы из-за смелого расположения «Наполи» возникло именно у ворот «Сассуоло».

«Дерби коротких розыгрышей» не получилось – «Сассуоло» редко встречал соперника высоко

«Наполи» при Гаттузо славится смелыми короткими розыгрышами, причём эта тенденция тянется ещё с самых первых матчей Рино в качестве тренера команды, когда широкая общественность воспринимала этот проект несколько иначе, чем сейчас.

По PPDA «Сассуоло» до начала шестого тура занимал второе место с неплохими 7,44, хотя в глобальном смысле эта цифра немного вводит в заблуждение, так как по прессинг-действиям в финальной трети команда идёт в середине таблицы. Тем не менее, можно было ожидать противостояния качественного прессинга и смелых розыгрышей не только у одних ворот.
После потери владения «Сассуоло», как правило, стремился откатиться в средний блок, и команда выстраивалась по 4-1-4-1, где Айхан становился правым защитником, Рожерио – левым, Бога – левый вингер, Мюлдюр – аналогичная позиция справа, Лопес и Траоре – две восьмёрки, под ними – Локателли
Более редкий вариант (возникал, как правило, при розыгрышах от ворот) – попытка всё же запрессинговать «Наполи»
В таких ситуациях «Сассуоло» пробовал формацию 4-4-2 с ромбом, на который у Гаттузо было решение, являющееся традиционным для «Наполи», – создание тройки за счёт Оспины. Кроме того, помогла схема – при помощи 4-4-2 с ромбом сложновато отзеркалить классическую расстановку 4-4-2, так как у Лопеса было сразу два оппонента, а выдвижения Локателли делали структуру более уязвимой (сложнее перестроиться на 4-1-4-1).

Но глобально прессинг «Сассуоло» скорее был редким явлением – это подтверждают многие метрики: 19,4 PPDA50 при всего девяти оборонительных действиях на половине «Наполи», а в финальной трети у «Сассуоло» более чем в три раза меньше прессинг-действий по сравнению с соперником.

«Наполи» был острее и до гола Локателли, и после – команда Гаттузо недосчиталась очков

«Мы не реализовали много моментов, могли сыграть лучше, поэтому нет смысла стоять здесь и рассуждать, был пенальти [на Осимхене] или нет. Вот так они [судьи] решили, а нам нужно сосредоточиться на игре», - комментарий Гаттузо после матча.

С Дженнаро сложно спорить – очень важно, что «Наполи» имел явные моменты не только до гола Локателли, но и после, плюс ко всему, острота приходила из разных ситуаций. Если моменты Осимхена связаны с хорошим прессингом и ошибками «Сассуоло» при розыгрышах, то удар Мертенса стал результатом грамотного перегруза штрафной при подаче:
Петанья и Осимхен создают ситуацию 2v3/2v4 в створе, такое соотношение достаточно опасно для обороняющейся стороны, поэтому защитники максимально концентрируются на паре нападающих – так у Мертенса появляется свободная зона для рывка, и это замечает Политано
По этому эпизоду важно дать контекст: буквально за минуту до него Гаттузо меняет Лосано на Петанью – шаг в сторону большего количества кроссов и упрощения игры в атаке в целом. Задумка Рино могла конвертироваться в гол крайне быстро, но подвела реализация.
Стоит оговориться, что удар Мертенса стал последним явным моментом «Наполи» в этом матче, и в следующие 25 минут, если отталкиваться исключительно от таймлайна xG, острее был уже «Сассуоло», который реализовал свой второй явный момент в этой игре – удар Лопеса после контратаки. Если брать количество (удары, атаки, владение мячом), то этот отрезок тоже остался за «Наполи», просто хозяева не довели преимущество до совсем острых моментов, в самом конце игры открылись, и соперник наказал.
Карта ударов может ввести в заблуждение («Наполи» был явно лучше соперника)...
... наложим её на графики по xT и владению мячом
«Наполи», несмотря на меньший процент владения, контролировал игру: здорово поджимал соперника прессингом – так, что «Сассуоло» почти не обострял. Команде Гаттузо удалось конвертировать это в моменты – в первом тайме у Осимхена было сразу два биг-шанса. Дальше «Сассуоло» реализовал свой первый же голевой момент, причём он пришёл не с игры, и некоторые (вроде Майкла Кейли) пенальти при подсчёте суммарного xG по матчу не учитывают. «Наполи» и дальше был неплох – заслуживали, как минимум, сравнять, но «Сассуоло» снова повезло.

За графики выражаем благодарность ресурсу «Футбол в цифрах»
Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов
Читайте также