Рейтинг@Mail.ru
Иконе в "Фиорентине" – что ждет одного из ярчайших игроков Лиги 1 во Флоренции?
Михаил Садов
10 января
Почему француз, являющийся кандидатом в свою сборную, вдруг перестал подходить "Лиллю" и был продан в итальянский клуб? И подходит ли он "фиалкам"? Михаил Садов попытался разобраться
Переход Жонатана Иконе в «Фиорентину» – одна из главных сделок текущего зимнего трансферного окна в мировом футболе. Во многом это обусловлено фигурой самого француза, ставшего важной частью чемпионского «Лилля» образца прошлого сезона, футболистом национальной сборной Франции осенью 2019 года и игроком, который буквально пару лет назад был оценён футбольной обсерваторией CIES в 76,2 миллиона евро (третий результат после Мбаппе и Неймара на тот момент).

Массовый болельщик может задаться вопросом, почему игрок такого уровня переходит в клуб, который уже несколько лет не играет в еврокубках (и при этом даже не участвует в АПЛ). В этом тексте расскажем, чем раскрывшийся в контратакующем «Лилле» Иконе может помочь стремящейся владеть мячом «Фиорентине» при Винченцо Итальяно.
Первый год в «Лилле»

Свой первый полноценный сезон во взрослом футболе (2850 минут в чемпионате) Иконе провел именно в «Лилле»: француз занял место в тройке игроков под форвардом вместе с Жонатаном Бамбой и Николя Пепе в схеме 4-2-3-1. Номинально Иконе начинал игру на позиции атакующего полузащитника, но, как и все игроки в тройке, имел возможность перемещаться максимально свободно, чаще оказываясь в правом полуфланге.
Тепловая карта Иконе в сезоне 2018/19
Более частое появление справа также было обусловлено нахождением в этой зоне Николя Пепе и активностью правого крайнего защитника Зэки Челика на фланге: через эту вертикальную треть проходило 43% атак команды. Здесь стоит упомянуть и о любви Иконе к смещениям с фланга в центр с мячом под более комфортную левую ногу.

Трио Бамба - Иконе - Пепе во многом определяло стиль «Лилля» Кристофа Галтье в атаке в том сезоне: игроки имели схожие сильные качества – скорость, пластичность и технику обращения с мячом – поэтому многие комбинации были связаны именно с поиском пространства на половине поля соперника и с взаимодействием вышеупомянутой тройки накоротке. Типичный сценарий на чужой половине поля для «догов» – стянувшиеся в центр Иконе, Бамба и Пепе, которые затем отыгрываются в стенку друг с другом и отдают пасы вразрез на партнёров за спину соперникам. Оба фланга в этих эпизодах занимают крайние защитники.

Нередки были и фланговые комбинации с участием одного из центральных полузащитников и крайнего защитника: целью было вывести вингера под рывок на свободное пространство, желательно – отправив мяч в коридор между крайним центральным защитником и игроком обороны на фланге.

В сезоне 2018/19 атакующее трио «Лилля» под нападающим ожидаемо попало в топ результативности (гол+пас) как в команде, так и в лиге: 22+11 у Пепе, 13+3 у Бамбы и 3+9 у Иконе, который занял пятое место в списке ассистентов французского чемпионата.

При обороне вовлеченность Иконе была чуть ли не минимальной в команде: «Лилль» использовал компактную расстановку 4-4-2 без мяча, не стремясь интенсивно прессинговать (10,77 PPDA, 13-й результат в лиге в том сезоне). Верхняя двойка состояла из форварда и Иконе: они практически не оказывали давления на защитников соперника. Если же эпизод требовал включения в прессинг, то чаще всего это делал именно нападающий.

Второй год в «Лилле»

Второй год в «Лилле» для Иконе стал логичным продолжением первого: много обострения в переходных фазах через пас вразрез и дриблинг и небольшой рост атакующих показателей в связи с трансфером Николя Пепе в «Арсенал». С уходом партнера связаны и небольшие изменения в позиции. Иконе стал еще чаще оказываться справа.
Тепловая карта Иконе в сезоне 2019/20
Он начал чаще принимать мяч в широкой позиции на правом фланге и затем уходить в центр, стремясь выдернуть на себя как можно больше игроков соперника перед передачей вразрез.
Иконе снова и снова показывал способность находить хорошие решения при контратаках, не затягивая с пасом и не боясь играть на обострение. Если у него было время и перспективное открывание от партнера, то француз в обязательном порядке пробовал разрезать линию обороны.

Однако были и вещи, которые тревожили:

1. Если Иконе замечал вариант впереди, то он концентрировался исключительно на нем: даже если через секунду появлялся другой вариант лучше и проще, француз все равно старался до конца улучшать траекторию для изначального решения.

2. Качество передачи вразрез зачастую хромало: мяч шел жестко, было трудно пробить по нему в касание. Кроме того, нередко пас получался сильнее необходимого и уводил адресата шире по сравнению с идеальной траекторией.

3. Иконе визуально много играл в недодачу при попытке отпасовать в ноги, даже если ситуация этого не требовала. При плотной опеке это могло кончиться обрезом или потерей.
    Взаимодействие в центре через стенку и пасы в одно касание по-прежнему были действенным инструментом против компактной обороны соперника.

    Благодаря собственному широкому расположению на фланге и стремлению «Лилля» в целом нагрузить финальную треть соперника как можно большим числом игроков, Иконе получил еще больше пространства и, как следствие, непредсказуемости. Резкие развороты при приеме с уходом в свободное пространство, смена скорости движения с мячом без потери способности его плотно контролировать и сбивающие оппонента с толку переступы – арсенал француза позволял ему выглядеть эффектно и быть эффективным для команды. Надо отметить и то, что Иконе неплохо держал баланс при попытке отобрать у него мяч, что позволяло ему смело идти вперед без боязни быть вытесненным из эпизода.
    Иконе стал главной созидательной силой команды в сезоне 2019/20 и попал в еще большее количество топов по показателям в лиге (нужно помнить, что тот чемпионат не был доигран из-за пандемии коронавируса; «Лилль» сыграл 28 встреч вместо 38):

    – четвертый по голевым передачам (6);
    – седьмой по количеству пасов в штрафную соперника (38);
    – восьмой по успешным передачам вразрез (6);
    – шестой по входам с мячом в ногах в штрафную соперника (25).

    С точки зрения оборонительного вклада кардинальных перемен не было: игрок стал больше прессинговать на трети поля соперника (8,69 действий против 7,07 на 90 минут в предыдущем сезоне), но:

    – разница не кажется значимой;
    – в целом объем игрока не вырос (21,1 против 21,2 годом ранее), то есть изменилось лишь распределение давления по зонам;
    – изменение распределения прекрасно коррелирует с изменениями в PPDA: «Лилль» из 13-й команды лиги по этому показателю стал четвертой (рост интенсивности с 10,77 до 9,52).

    Из визуальных впечатлений можно отметить небольшой прогресс в способности перекрывать линии передач соперника с фланга в центр поля, но данных, чтобы подтвердить этот тезис, нет.


    Третий год в «Лилле», победа в Лиге 1

    На третий сезон Иконе в «Лилле» Галтье изменил позицию француза: он перестал играть номинального атакующего полузащитника и в основном выходил либо правым вингером, либо одним из форвардов в паре. Нельзя сказать, что позиция второго форварда сильно отличалась по функционалу от того, что требовалось от Иконе на позиции атакующего полузащитника, однако некоторые различия стоит подметить.
    Тепловая карта Иконе в сезоне 2019/20
    В «Лилле» образца сезона 2018/19 первая линия из двух человек оборонялась достаточно пассивно, занимаясь прежде всего перекрытием направлений передач в центр. Вингеры при этом располагались достаточно узко в средней линии с парой центральных полузащитников, не форсируя потерю мяча соперником и умышленно отдавая пространство на флангах. Для «Лилля» образца сезона 2020/21 картина несколько изменилась, прежде всего при давлении на трети поля соперника.
    Расстановка «Лилля» без мяча в сезоне 2020/21
    Если центральный защитник соперника получал мяч на границе своей штрафной площади, то к нему поднимался один из форвардов «Лилля» (Дэвид), провоцируя пас на флангового защитника. Таким образом, он оказывал давление на мяч и закрывал одну из линий передач в центр поля. Другой форвард (Йылмаз) при этом выходил опекать дальнего относительно мяча центрального полузащитника. Игроки центра поля поднимались вслед за форвардами для поддержки прессинга. Главная цель – не дать сопернику вывести мяч в центр.
    Прессинг «Лилля»: белая стрелка означает движение мяча, красные – движение игроков команды Галтье
    Иначе говоря, за рассматриваемые три года стиль «Лилля» претерпел метаморфозу – из контратакующего в условно доминирующий: во всяком случае именно в сезоне 2020/21 «доги» стали больше походить на топ-клуб с точки зрения принципов игры.
    Источник данных и графики: Telegram-канал "Полуфланг". В скобках указано место в лиге по показателю. Данные актуальны на 5 апреля 2021 года
    Это ощутимо повлияло и на Иконе: возросшая интенсивность и отдаление от контратакующего стиля привели к тому, что француз стал меньше играть. Если в предыдущие два сезона Иконе провел на поле чуть больше 80% от возможного игрового времени, то в сезоне 2020/21 не получилось выбить и двух третей от возможного (63,7%).

    Изменения в стиле затронули и роль Иконе: меньше свободы и меньше творчества. Созидательный объем был перераспределен в пользу Бамбы, Языджи и Ренату Саншеша.
    Позиционное развитие атак «Лилля»
    Тем не менее, Иконе по-прежнему активно участвовал в создании вариантов для продвижения мяча через пас, используя свое прекрасное умение открываться, тем самым помогая команде делать владения более острыми.
    Однако после приема мяча в позиционной атаке без очевидного обострения Иконе терялся: если сравнивать его показатель EPV (expected possession value – показывает, насколько действие игрока увеличивает/уменьшает вероятность забить гол) с игры на 90 минут с другими игроками Лиги 1 той же позиции в сезоне 2020/21, то француз оказывается в нижней трети списка. Получается, что две трети вингеров французского чемпионата распоряжались мячом на ведении и при игре в пас лучше, чем Иконе (среди тех, кто отыграл хотя бы 800 минут на позиции вингера).
    Если сравнить Иконе с конкурентами по «Лиллю», то результат тоже удручает: Луис Араухо набил 0,112 EPV, Бамба – 0,09, а француз – лишь 0,06. При этом нельзя сказать, что Иконе делал много неточных пасов или получал большие штрафы за загубленные атаки: у него идентичные конкурентам показатели во всем за исключением непосредственно вознаграждения за обостряющие передачи.
    Пасовый радар подтверждает полученную при помощи EPV картину: Иконе не способен остро пасовать, если у него нет пространства.
    На радаре следует обратить внимание на большое количество передач назад и поперек поля и резкое падение точности при попытке сыграть вперёд. Особенно если речь идет про передачи из потенциально опасных зон: например, 23-й.

    Четвертый год в «Лилле», уход Галтье

    Последние полгода Иконе в «Лилле» играл под руководством нового тренера – Жослена Гурвеннека. Игрок начал выходить исключительно на правом фланге. Пожалуй, это был худший отрезок Иконе в клубе.
    Статистика по количеству создаваемых моментов с ударами на 90 минут: общее число и разбивка по категориям
    Переход на менее контратакующий стиль в итоге срезал один ударный момент на 90 минут у Иконе. Если сравнивать сезон 2021/22 с 2018/19, то француз потерял почти треть своей созидательной активности. Основной объем был утрачен именно в передачах с игры – видимо, в тех самых переходных фазах. Впрочем, потери видны и по моментам после дриблинга. Зато есть небольшой прирост в последние два сезона по моментам после собственных ударов за счет периодической игры на позиции форварда, но завершение Иконе никак нельзя назвать качественным (11 мячей при 17,7 xG).
    Зато в последние полгода Иконе как никогда прежде много участвовал во владениях команды – xGBuildup90 (суммарное xG всех владений, в которых участвовал игрок, за вычетом тех, где он исполнил ключевой пас или удар) вырос почти в два раза.
    Вот только пасовал Иконе по-прежнему без обострения и смелых решений, потому что не умеет этого делать в позиционной структуре.
    Также выросло количество отборов и перехватов (Tkl+Int), выносов (Clr) и сместилось распределение попыток отбора в сторону своей и средней трети поля. Частично такой сдвиг можно оправдать тем, что команда стала меньше владеть мячом (53,9% в сезоне 2020/21 и 50,8% в сезоне 2021/22) и, как следствие, больше обороняться, но здесь все равно не избавиться от ощущения, что основной причиной изменений является более оборонительная роль.
    Как Иконе может выглядеть в «Фиорентине» Итальяно

    Иконе переходит в команду, которая владеет мячом 56,7% времени (третий результат в лиге) и сделала прессинг и высокую линию обороны частью своего стиля. Такие изначальные вводные не добавляют оптимизма, однако тренер «фиалок» Винченцо Итальяно зарекомендовал себя как гибкий тренер, который может подстраиваться под особенности стиля игроков в его распоряжении.

    Наиболее яркий пример адаптации идей как раз касается использования вингеров. Футбол Итальяно подразумевает свободный обмен позициями во фланговых треугольниках «фланговый защитник - восьмерка - вингер». Такие комбинации опираются на способность игроков на флангах атаки обострять в том числе через пас.

    На старте сезона у Итальяно из профильных исполнителей должного уровня на флангах атаки был только Николас Гонсалес. Остальные игроки имели свои особенности:

    – Риккардо Сапонара мало играл на этой позиции в течение карьеры, не имел необходимой скорости и больше подходил под роль статичного плеймейкера;
    – Хосе Кальехон сильно сдал физически в силу возраста и не готов поддерживать требуемый уровень интенсивности в течение всего матча; скорость также перестала быть его сильной стороной;
    – Риккардо Соттиль имел серьезные проблемы с принятием решений и в целом боится отдать неточный пас.

    В итоге Итальяно поменял роли игроков с учетом их сильных качеств:

    1. Создавал изоляции под Соттиля слева, требуя от него играть на линии с защитниками соперника, а Кальехона справа просил стягиваться в полуфланг к мячу, открывая бровку для забегания более атлетичного Одриосолы.
    Еще один пример с изоляцией под Соттиля из матча против «Венеции».
    2. При появлении Сапонары слева требовал от него смещений под нападающего или на одну линию с ним, выводя на фланг ближнюю к нему восьмерку (Данкана). Нельзя сказать, что этот ход был обусловлен сугубо эпизодической сменой позиций во фланговом треугольнике: изменение конфигурации четко прослеживалось на длительном отрезке матча.
    Размышления о трансфере Иконе в «Фиорентину» вызывают желание провести параллель с переходом Пепе в «Арсенал»: в «Лилле» у игрока на контратаки приходилась львиная доля атакующих действий (34,4% ударов, 37% пасов под удар и 42% входов в штрафную). Стиль лондонцев гораздо меньше зависел от контратак, вследствие чего Пепе не удалось заиграть так же продуктивно, как во Франции.

    Однако ситуации все же разные: учитывая гибкость тренера, есть шанс, что Иконе с течением времени станет полноценной частью системы Итальяно. Кроме того, надежду внушает и умение француза эффективно работать в контратаках на сжатом пространстве: это очень поможет «Фиорентине», ведь в этом сезоне она много забивает и создает моменты в том числе за счет быстрых атак после перехода владения на своей или чужой половине поля. Не стоит забывать и о фланговых треугольниках, которые так характерны для футбола Итальяно: «Лилль» Галтье использовал схожий элемент, так что Иконе не придется учиться всему с нуля.
    Типология голов «Фиорентины» в этом сезоне
    Не стоит забывать и про отличное умение открываться, которое пригодится «Фиорентине»: Иконе много двигается с фланга в центр и обратно, уходит вглубь для создания вариантов паса, много атакует пространство за спинами соперников. С открываниями под завершение тоже хорошо: правильно двигается под прострелы на ближнюю штангу в частности и в створе ворот в целом.

    «Фиорентина» приобрела исполнителя на проблемную позицию за разумную сумму (около 15 миллионов евро), воспользовавшись благоприятной для нее ситуацией на рынке. Прямо сейчас кажется, что от ситуации выиграли все: «фиалки» усилили состав, игрок получил возможность перезагрузиться и (в перспективе) выйти на новый уровень, а «Лилль» – необходимые для существования деньги. Посмотрим, что будет дальше.
    Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов
    Читайте также